Человек

Это я, и все, что тут написано, написано мною и именно от этого лица.

Земля

На ней живут люди, с Землей и людьми постоянно что-то происходит.

Вопросы

То, что происходит на Земле рождает чувства и вопросы. О них и пишу.
 

22 декабря 2011 г.

Шерлох Холмс, кома и медведки

Уж почти месяц прошел, а я все никак не сдерживаю обещание и не рассказываю про книжки, которыми пугала. Исправляюсь, а в качестве извинений за задержку сообщу еще про один роман, ранее не заявленный в программе :)

Энтони Горовиц "Дом шёлка" 

Вообще-то я не люблю детективы. При чем, чем более классический этот детектив, тем меньше он мне нравится. Казалось бы, не логично, но мне скучно их читать. По-мне, так там совсем ничего не происходит. Даже Агата Кристи, даже "Десять негритят", были для меня сущим мучением. Но вот великий Шерлок... вот это детектив! Для меня он единственный! В детстве я читала про него запоем. Начитавшись, пыталась писать таинственные письмена молоком, а потом прочитать их, нагрев на электрической плите. Когда с молоком ничего не вышло, я слала подружкам записочки с пляшущими человечками - они решили, что я спятила, и за расшифровкой в книжку не полезли. В общем, Холмс, как говорится, наше все, хотя сам сэр Артур Конан Дойль вовсе и не считал его своим главным творением. Из-за страстного обожания великого сыщика, я ужасно переживала, что даже супер официальный сиквел, заказанный Энтони Горовицу "Фондом наследия Конан Дойла", окажется ущербным фан-фиком. К счастью, я ошиблась. Если вы любите Холмса, как люблю его я, смело читайте "Дом шелка". Там есть все - Англия, Лондон, Бейкер стрит, Лестрейд, миссис Хадсон, мальчишки-беспризорники, целых две детективные линии (ну, это сейчас модно, несколько сюжетов в одной книжке) и даже профессор Мориарти (вот он, пожалуй, что лишний, но желание автора понятно). Стиль повествования, действительно, выдержан в духе Конан Дойла, - сюжет плавный, но насыщенный, а интеллект Холмса снова поражает. Немного странно, что на этот раз у Холмса многовато обычных человеческих эмоций и он даже задумывается о карьере, но читать все равно легко и приятно. В романе чуть больше Ватсона, чем обычно. Но это только потому, что Холмса на добрую четверть книжки сажают в тюрьму, а верный доктор, делая успехи в дедукции и героизме, старается его вызволить, решив загадку самостоятельно. Немножко удивила жестокость случающихся убийств, особенно убийства ребенка, в оригиналах такого не было, но и она не зашкаливает и в целом впечатления не портит. Интрига держится до последнего, я не догадывалась, что такое "Дом шёлка" до тех пор, пока Холмс мне не показал. А когда показал, я слегка расстроилась, ожидала, что это будет нечто более невообразимое и более... изысканное, что ли. Не хочу раскрывать сюжет, но скажу, что с детьми до 16 (ну хотя бы до 14 лет) вслух эту книжку читать не надо - дайте им "Этюд в багровых тонах". Кстати, в хронологии Холмса события "Дома шёлка" происходят как раз после "Этюда". Короче говоря, читайте и получайте удовольствие.

Дуглас Коупленд "Пока подружка в коме"

Как я уже писала, читать эту книгу я взялась, чтобы восполнить пробел, указанный мне списком 100 книг, которые обязан прочесть каждый. До сего списка, как мне казалось, я слыхом не слыхивала ни про какого Коупленда. На самом деле слыхивала. Лет 5-6 назад, уже после прочтения Уэльбека и Вербера, я разглядывала на книжном прилавке томик под названием "Поколение Икс". И не купила. Потому что почитав аннотацию и полистав странички, решила - не хочу очередного Бегбедера и надоели мне псевдо-интеллектуальные повести. Но вот все-таки свела меня жизнь с этим автором. Перво наперво скажу, если Уэльбек и Вербер - ваши любимые авторы, если ваш внутренний мир сегодня требует именно такого чтива, то "Пока подружка в коме" - то, что вам надо. Но лично мне не понравилось. Роман, конечно, во сто крат лучше, чем "Нейромант" (с содроганием я его вспоминаю), но что он делает в списке обязательной литературы мне категорически не ясно. Говоря очень коротко, "Пока подружка в коме" - апокалиптическое произведение, где к концу света приводит духовное разложение человечества. Если чуть длиннее, то так. В центре сюжета семеро друзей, один из которых умирает от лейкемии еще до начала романа, а вторая большую половину времени проводит в коме. При чем в кому она впадает на первых страницах при странных, мистических обстоятельствах. Оставшиеся пятеро продолжают себе жить, взрослеть (по началу им по 17 лет), становиться на крыло, пить, курить, колоться, иногда работать, но в основном морально разлагаться каждый по своему. Девушка в коме, кстати, оказывается беременна и прямо там, в коме, успешно рожает дочку. Девочка, растет как попало, примыкает лет в 14 к готам, и в общем мало чем отличается от безалаберного папы и его приятелей. Правда они с папой, регулярно навещают коматозную маму, и оба ждут чудесного ее пробуждения. Чудо случается, мама просыпается и начинает пугать окружающих близящимся концом света. Ей, разумеется, не верят, но свет-таки кончается. Все кругом дохнут и на земле остается лишь наша нерадивая компашка. Целый год они продолжают абы как жить среди трупов, бросаться со скал золотом и прочими материальными ценностями, а в перерывах доедать оставшиеся в магазинах консервы. Несмотря на катастрофу эти разгильдяи совершенно не хотят постичь величие мира и вырасти над собой. Тогда к ним засылают пророка - дух того самого умершего до начала пьесы приятеля. Он с каждым проводит интеллектуальный диспут о сути вещей, а потом сообщает, что вот так вот на раз-два сейчас вернет мир назад, коли они пообещают вести себя хорошо и использовать второй шанс с умом. Все, ясное дело, согласны. Слегка портит радость второго шанса, что девочка Карен снова окажется в коме и уже из нее не выйдет, но это ж разве цена за целый мир? И вот мир снова тут, герои клянутся сеять доброе-вечное. Конец. Дальше, пожалуй, ноу комментс. Мое мнение о сути вещей с мнением автора расходится, и я не разделяю его точку зрения, будто материальные проблемы разрешаются в наш век так уж легко. Читать или не читать - решайте сами. Моя рекомендация - не тратьте время, нет там никакой глубины и откровений. 

Мария Галина "Медведки"

Захотелось мне почитать чего-нибудь нашего. Не страшного, не чернушного, интересного, умного, и при этом написанного соотечественником. Такую вот сверхзадачу я себе поставила, зайдя в очередной раз в книжный магазин. Долго топталась у прилавков, слева заходила, справа, опасливо трогала корешки, с содроганием открывала аннотации и, наконец, решилась - купила неизвестную книжку "Медведки" неизвестного (мне по крайней мере) автора Марии Галиной. Сообщу сразу, не спрашивайте меня почему книжка названа именем этих вредных насекомых. Я не поняла. И это плохая новость. Хорошая новость - все остальное я поняла, а книжку прочла с наскока за один день. Это странный роман. Странный, но не скучный. Не знаю, ставила ли Мария Галина себе задачу вложить в книгу что-то поучительное (писателям же вроде положено так делать). Если ставила, то скорее всего мораль такова - все мысли и фантазии материальны, а всякой твари надобна любовь. Но вообще-то "Медведки" хороши просто, как "Медведки", без всякой там сложно-философской морали. Главный герой - слегка замкнутый и даже социопатичный тип - промышляет на жизнь копирайтом. Да не какими-нибудь статейками по 14 рублей за печатный лист, не рекламными текстиками, а настоящими большими и длинными биографиями. Только биографиями выдуманными. Вот скажем хочется вам вместе с хоббитами к Огненной горе сходить? Пожалуйста, Семен Александрович запросто перепишет Толкиена, введя туда дополнительного персонажа - вас. Любой каприз за ваши деньги - роковая дива, пиратский капитан, задира мушкетер, да что угодно. Правда, от извращенцев и преступников отказывается сразу, грязь и мокруха - не его профиль. Клиентов вроде полно, но денег все равно на жизнь не хватает, так что когда подозрительный человек - сирота из детдома, без роду и племени - предлагает выполнить спецзаказ, наш копирайтер преодолевает сомнения и берется за работу. Одновременно с этим объявляется сосед по даче - ученый-археолог, который легко так, за чашкой чая сообщает герою про Древних Великих Богов, что обитали как раз неподалеку, и коим время вновь прийти на землю со дня на день. И вот пишет наш Семен биографию, пишет и понимает, что все оно сбывается на глазах, прямо по писанному, а сам он и его семья (в которой, правда, только он, да папа-пенсионер) оказываются в гуще непонятных и невозможных, ибо они придуманные, событий. Девица-чаровница тоже появляется, не сомневайтесь. Заканчивается все сомнительно хорошо - герой получает незабываемый опыт, папа, к несчастью, умирает от инфаркта, а сосед... про него вы лучше сами узнайте из книжки. Русскость и убогость нашей страны, конечно, кое-где в романе просвечивают, но не особенно. В общем-то события могли бы происходить в любой стране мира, а роман "Медведки" запросто мог бы написать, например, Чак Паланик (было бы чуть мудрее) или Стивен Кинг (было бы чуть страшнее). Но, на мой вкус, и Мария Галина справилась очень хорошо, порадовав меня, боящуюся российских писателей. Так что, если у вас на столе не лежит стопка книг к прочтению, то читайте "Медведок", думаю, не пожалеете.



3 комментария:

  1. Спасибо, очень неравнодушно написано, полюбопытствую:)

    ОтветитьУдалить
  2. Не за что, всегда рада рассказывать про книги :)

    ОтветитьУдалить
  3. Катерина! Как вы хорошо про Холмса в своём детстве написали! Я ведь тоже его читала и зачитывала "до дыр"! Только письма подружкам не писала... Ничего из этого не читала. Очень люблю читающих блогеров!

    ОтветитьУдалить