К основному контенту

Word Press Photo 2010

Из всех жанров фотографии самым сложным мне представляется репортажная фотография, или точнее, фотожурналистика. Я преклоняюсь перед людьми, которые показывают нам мир, за их глаза и умение работать в любой обстановке. Они не могут повлиять на условия съемки: переставить «неудобную» мебель, повернуть людей «как надо», выбрать удачный свет.  У них нет времени выждать нужного ракурса. Они просто смотрят и останавливают время, чтобы мы тоже смогли увидеть. В любой специальной и тем более постановочной фотографии почти всегда главенствует форма, кадры рассказывают о том, как фотограф видит свой объект, а не что это за объект на самом деле.  В журналистской фотографии  первично содержание, ее вопросы: что, где и когда. Никаких украшательств, никакого «собственного мнения» автора. Именно это «отсутствие творчества» превращает для меня документальную фотографию в высшую форму творчества. Многие обвиняют «репортажку» в грубости, недостаточной иллюстративности, поверхностной художественности, но, по-моему, в этом вся прелесть, ведь на эти снимки можно смотреть и переживать свои эмоции, а не эмоции фотографа, и делать свои выводы. 

Еще раз в своей любви к журналистской фотографии я убедилась сегодня, сходив на выставку World Press Photo 2010, что проходит сейчас в бывшем шоколадном цехе бывшей фабрики «Красный октябрь».
World Press Photo – независимая, некоммерческая организация, основанная в 1955 году для проведения конкурса в области фотожурналистики. На сегодняшний день это самый значимый и самый престижный конкурс. Помимо гран-при в конкурсе  определяются победители отдельных категорий  - горячие новости, события, люди в новостях, спорт, проблемы современности, повседневная жизнь, портреты, искусство и развлечения, природа. Церемония награждения проходит в Oude Kerk («Старая Церковь») в Амстердаме.  Позже из работ победителей формируют выставку, которая в течение года экспонируется в 45 странах и пользуется огромной популярностью.

В 2009 году на премию World Press претендовали  более ста тысяч фотографий.  Большая часть из них представляла трагические и кровавые моменты прошедшего года. По словам председателя жюри конкурса Айпери Карабуда Эсер (Ayperi Karabuda Ecer), драматические сюжеты так часто появлялись в конкурсных работах, что будто застыли перед глазами, оставляя ужасное стойкое ощущение горя. Это не удивительно. Кризисный 2009 год был невероятно сложным для медиа индустрии.  Бюджеты были катастрофически урезаны, множество журналистов потеряли работу, радикально снизилось количество командировок у фотокорреспондентов. Разумеется, ведущие СМИ по-прежнему выделяли средства на съемки «горячих точек», а вот на мирных сюжетах пришлось сэкономить. Тем не менее, в номинациях спорт, природа, искусство, портреты и т.д. также были представлены удивительные по красоте и уникальности работы.

В итоговую экспозицию выставки вошли почти 200 работ 62-х фотографов из 22-х стран. Первую премию за лучшую фотографию года получил итальянский фотокорреспондент Пьетро Мастурцо. Фотография сделана 24 июня 2009 года и показывает женщин, выкрикивающих протесты с крыши дома в Тегеране. Снимок входит в серию работ фотографа о беспорядках в Иране после спорных президентских выборов. Хочется отметить, что, несмотря на тематику, в своем цикле фотограф не эксплуатирует жестокие и кровавые сцены. Серия построена на кадрах ночных протестов (с крыш домов, из окон, с балконов и т.д.), продолжавшихся в течение нескольких недель после выборов.  Кроме гран-при Пьетро Мастурцо получил с иранской серией и первую премию в категории «Люди в новостях». Должна сказать, что в большинстве случаев мое мнение относительно победителя расходится с мнением жюри (то ли из-за моей некомпетентности в оцениваемой области, то ли из-за различия в оценочной системе), но в данном случае я абсолютно согласна с их выбором, действительно очень сильная и впечатляющая работа.


Очень сложно что-то выделить из увиденного, вся экспозиция меня в прямом смысле восхитила. Пожалуй, в наименьшей степени «зацепили» портреты и кадры восхождения на престол Барака Обамы. В остальном же все вызывало яркие эмоции. Я искренне ужаснулась кадрам войн и вооруженных конфликтов  в Ираке, Израиле, секторе Газа, Афганистане, Мадагаскаре. Возненавидела ислам, посмотрев серию о казнях по законам Шариата в Сомали. Поразилась жестокости бандитских разборок в Мексике, Колумбии и Гвинее-Бисау. Удивительными показались мне фотографии стаи из тысяч собравшихся в римском небе скворцов и ныряющего за рыбой зимородка (как его так сняли для меня полная загадка). Порадовала  серия китайского фотографа Ou Zhihang (бог его знает, как это пишется по-русски). Этот человек умудрился сломать основной принцип фотожурналистики, по которому фотографа не должно быть в кадре, и без всякого фотошопа внес в свои работы элемент сюра. Серия его фотографий называется «Отжимания в значимых местах». На всех кадрах запечатлен сам фотограф, абсолютно голый, делающий отжимания в ландшафтах мест катастроф или иных социально-значимых событий (возле сгоревшего здания национального телевидения, в тюрьме, перед зданием отеля, где педикюрша убила домогавшегося клиента и т.д.).  Я почти плакала от смешанного чувства умиления, радости и сочувствия, рассматривая серию снимков Мэтта МакКлейна о слепом индийском мальчике, усыновленном американской семьей. Очень долго разглядывала кадры австралийца Крейга Голдинга, посвященные Международным играм ветеранов. Однако, закончу на этом перечисление, в конце концов, нелепо описывать фотографии словами, их надо смотреть. Для тех, кто не сможет посетить выставку ниже ссылка на официальную галерею фотографий. И хотя по эмоциональной насыщенности просмотр слайдов в интернете или даже в отлично напечатанном каталоге не идет ни в какие сравнения с разглядыванием этих же работ на больших выставочных стендах, я все равно очень рекомендую зайти и посмотреть. Галерея победителей World Press Photo 2010.

В заключение не могу не сказать об организации экспозиции в Москва. Наша столица приняла выставку этого года одной из первых. Премьера World Press Photo 2010 прошла в польской Варшаве 7 июня, а в Москве экспозицию открыли для зрителей на 5 дней позже. Хочется сказать спасибо организаторам - фонду «Объективная реальность» за то, что они позволили этому событию случиться. Уверена, «Объективная реальность» сделала все возможное, чтобы провести выставку на максимально возможном уровне, но, к сожалению, вынуждена констатировать, что все вышло, так сказать, бюджетно. Мне не всегда хватало света, чтобы разглядеть фотографии, и не всегда хватало места, чтобы посмотреть на снимки со стороны.  Кроме того, очевидно, не хватало недорогого буклета или хотя бы распечатанной на принтере листовки с общим описанием выставки и перечнем работ, которую можно было бы взять перед входом. Очень удивило отсутствие в зале каких-либо смотрителей. У меня даже честно купленный за 300 рублей билет никто не проверил.

Однако, основной негатив связан с самим залом. И тут вина лежит отнюдь не на организаторах. В центре Москвы не так много больших павильонов, где можно разместить подобную экспозицию, так что выбор места вполне оправдан. Как я уже писала, выставка проходит в здании «Красного октября» на Берсеневской набережной. Отличное, удобное место, добротный и очень красивый образчик советской архитектуры. Как ни странно, в узких улочках-переходах между красными корпусами чувствуешь себя уютно и даже как-то по-европейски. Но, как только попадешь внутрь здания, ощущения сразу меняются, погружая в «совок» и разруху. Обшарпанные стены, заброшенный лифт, разномастный кафельный пол, холодно и тоскливо. Меня сильно удивило, почему же все так? Казалось бы, «козырное» место, отремонтируйте и сделайте хороший культурно-деловой центр. Ну да, часть площадей под офисы/рестораны/магазины, а часть под хорошие европейского уровня павильоны и галереи. Оказалось, ответ прост. Осведомленные знакомые рассказали, что никто не занимается ремонтом по банальной причине: «Красный октябрь» - одно из тех самых уникальных исторических зданий, которые планируют снести в ближайшие 3 года. Какое это скотство, и что за «чудовище» поставят на его месте обсуждать здесь не буду, это тема для отдельного разговора, которым совсем не хочется портить приятные впечатления от World Press Photo 2010.

Фотографии из экспозиции World Press Photo 2010: Pietro Masturzo, Stefano De Luigi, Craig Golding, Adam Ferguson, Ou Zhihang, Joe Petersburger

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Никакого праздника!

Эта девочка, без сомнения, завтра проснется знаменитой. Когда я наткнулась на ролик у него было лишь 512 просмотров, когда брала код для блога (через пол часа примерно) - уже 2387, так что, полагаю, в ближайшие пару дней его будет обсуждать вся Россия. Но я, все равно, тоже напишу. Помнится, тему первой школьной линейки с друзьями-приятелями, родителями новоиспеченных первоклашек, я обсуждала не так давно (собственно 1-2 сентября). Большинство из них спокойно прошли через процедуру. Те, кому устройство ребенка в школу далось трудно, радовались, что все это наконец-таки случилось. Некторые сильно возмущались формальностью процесса. По-моему, возмущаться особенно нечем. Во-первых, все эти линейки формальностью были всегда, а не стали сейчас в "наше убогое время". Во-вторых, аналогичная формальность характерна для всех стран, а вовсе не только для "нашей убогой страны". В-третьих, дети все равно столкнутся с "убогой системой" почти сразу, так почему бы и не

Мизантропия?

С каждым днем я все меньше люблю людей. Или вернее, люблю все меньше людей. Понимаю, что это плохо, но ничего не могу с собой поделать. Они раздражают меня своей наглостью, тупостью, чванством, закомплексованностью, ограниченностью, самовлюбленностью и т.д и т.п. Сама я от этого становлюсь озлобленной, что меня, конечно, тоже не красит, но куда деваться. Впрочем большую часть человечества я все-таки могу выносить, отгородившись внутренним барьером, но некоторые доводят меня до настоящего исступления. Такого, что прямо тянет бежать и бить морды. В особенности мне ненавистны низкопробные провокаторы, на все сто уверенные в своем невероятном уме и хитрожопости.

Новости не аморальные

В неаморальной сфере общественной жизни меня заинтересовали Израиль, Япония и американская Флорида. Японцы по прежнему хот ят убивать китов и вымирание редких видов их не смущает, зато они очень озабочены собственной демографической политикой. В стране восходящего солнца самый высокий показатель продолжительности жизни, а вот рождаемость чрезвычайно низкая. Чтобы воодушевить молодоженов и продемонстрировать им все родительские радости сотрудники университета Токио создали робота-младенца Ноби . Робот оснащен двумя камерами в глазах, чтобы он мог видеть, двумя микрофонами в ушах - чтобы слышать, и 600 тактильными сенсорами на теле, чтобы чувствовать. Его рост 71 см, а вес 7,9 кг, уровень "развития" равен 9-месячному младенцу. В Ноби можно загружать различное программное обеспечение для взаимодействия с окружающим миром. Стоит заметить, что это далеко не первый японский электромладенец. Ранее эти же ученные сделали пятилетнего M3-Kindy, которого практически можно было водит