К основному контенту

И Христос бы воровал, если б руки не прибили

Просматривая сегодня ленту новостей, в одном уважаемом мной издании наткнулась на заголовок, начинающийся поговоркой «И Христос бы воровал, если б руки не прибили». Никогда раньше этой присказки я не слышала и, прочитав впервые, была в шоке. «Ужас какой! Да кто это придумал вообще?! Ничего святого у людей нет», - потрясенно подумала я.  Второй моей мыслью было: «А чего ты так разволновалась? Это же просто поговорка». Я пыталась успокоить себя тем, что вообще это мощный креатив, что сочинить такую фразу под силу не каждому, что журналист, выбравший присказку для заголовка, молодчина и статью наверняка прочитает много людей. Но ничего не помогало, я чувствовала себя обиженной, униженной, возмущенной и, главное, никак не могла понять, почему я себя так чувствую.  Статью читать, совершенно не хотелось.

Я не крещеная, не особенно верующая, и совсем не религиозная. Я не посещаю крестный ход, не жду первую звезду на Рождество, не режу вербу в соответствующее воскресенье и не только не пеку, но и не ем куличи на Пасху (ну, не люблю я куличи). Мой жизненный опыт подсказывает, что вовсе не полезно быть доброй и ласковой, терпеть обиды и подставлять вторую щеку. К великим заповедям я отношусь как к гигиеническим нормам общественного бытия, а не как к пути к счастью и вечной жизни. Идеологически мне вообще ближе язычество, где у богов, так сказать, эффектная контора, с четкими зонами ответственности сотрудников. При таком раскладе, вроде как, удобнее – понятно к кому обращаться с конкретным вопросом, да и шансов, что помогут, вроде как, тоже больше.

Сказать, что я совсем ни во что не верю,  тоже нельзя.  Мне хочется думать, что все мы тут не случайно и во всем есть смысл. Мне спокойнее считать, что есть где-то сила(ы), которая знает что это за смысл, и вообще знает ответы на все мои дурацкие вопросы. К этой силе я иногда обращаюсь и иногда даже совсем по-детски пытаюсь договориться (мол, помоги мне слегка, а я 2 недели не буду телек смотреть). Фатализма я тоже не лишена.  Думаю, свобода воли и выбора у нас весьма относительна, поскольку всем «навязаны»  обязательные жизненные вехи (рождение, смерть, любовь, потери, измены и т.д.). Избежать их нельзя, можно только решить, как с ними поступать – сломать, обойти (справа или слева), повернуть назад.

В целом, полагаю, мое мировоззрение  можно назвать умеренно-атеистическим.  И эта позиция мне многое позволяет. Восхищаться любым религиозным искусством – иконами, храмами, скульптурами, одеждой, украшениями и т.д. – без ограничений типа «ах, только безбожники могут плясать в стоун хэндже, закидать всех камнями, а этот их алтарь бульдозером под корень».  Искренне возмущаться православными бабушками, выгоняющими меня из церкви за то, что я пришла на экскурсию без платка и в брюках. Не менее искренне порицать турецкие (и любые другие) власти, запретившие  такие же самые платки девушкам-студенткам (да пусть себе носят, лучше ведь просвещенные исламисты в хиджабах с тетрадками, чем обиженные неучи в тех же хиджабах, но уже с бомбами на поясе).  Ну и, конечно, спокойно смеяться над анекдотами про священников и возможности выбора между раем и адом. В общем, до сегодняшнего дня я считала себя стабильным, разумно-современным в вопросах веры человеком  и полагала, что меня вряд ли можно смутить какой-то точкой зрения, задеть религиозной шуткой и уж тем более одной тематической фразой. До сегодняшнего дня и этого статейного заголовка. 

Даже сейчас, попытавшись проанализировать себя и ситуацию, я все еще не могу рационально объяснить столь бурную реакцию на поговорку о Христе. Скорее всего, не смотря на всю мою адекватность, современность и скепсис в отношении легенд любого происхождения,  мне хочется думать, что был такой вот совершенно обычный, но при этом эталонно-хороший и на все способный человек. И мне очень не нравится, если его обижают, обвиняют и глумятся над его несчастьями. В психологии это называют эмпатией. Называется ли это в религии верой? В любом случае, моя реакция кажется мне правильной и, если у большинства из нас, эта фраза вызывает схожие с моими чувства, то у мира, возможно, еще есть шанс.

P.S.: Статью я, кстати, через несколько часов все-таки посмотрела. Это оказалось интервью с Кончаловским. Спорные суждения, спорного режиссера и совсем не о религии.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Чужая собака - чужой друг

Мое последнее сообщение о животных было навеяно зрелищем, как недоделанный горожанин ни с того ни с сего пнул мирно спящую у подъезда собаку. Эту собаку я знаю уже лет десять. Она живет в подвале соседнего дома, люди ее подкармливают. Пес всегда был спокойным и добродушным, никого не трогал, жил себе и жил. Сейчас он уже старенький и почти все время спит. И тут вдруг этот ублюдок, шел мимо и решил развлечься... Черт его знает, чем это объяснить, но, через пару дней после моего поста, в одном из блогов, который я читаю, также появилась статья про собак. Мне она совсем не понравилась. Возможно, я не верно поняла автора (если так, приношу свои извинения), но мне показалось, что собаки рисуются тупыми, злобными существами, не способными любить, только подчиняться. Я слишком люблю собак, и слишком не люблю людей, чтобы вынести это спокойно и, вероятно, прореагировала в комментариях слишком остро (за что также извиняюсь перед автором). Собака - безусловно друг человека, зачастую ...

Ноябрьский ералаш

Как-то не писалось мне в ноябре, не бложилось. Все не до словес было. То занята всяко-разно, то силы покинут, то настроение не годное. Так что теперь наверстываю, все про все сейчас прям в один пост засуну и разбирайте этот ералаш, кому как нравится. А если кто винегретов не любит, так я не виновата. Мое дело маленькое - приготовить и сервировать.

Почерк блоггера

Илья Ильф однажды сказал: "Все талантливые пишут разно, все бездарные одинаково и даже одинаковым почерком". Жизненная фраза. Особенно сегодня в эпоху web 2.0., когда не пишет уже, пожалуй, только не знающий букв дегенерат, а почерк вообще у всех одинаковый (Ариэл какой-нибудь). С одной стороны, массовое писательство, конечно, хорошо - тонны информации, обмен мнениями, социализация. С другой - миллионы графоманов разрушают мозг миллионам небезнадежных еще людей своими нелепыми рассуждениями. Лично я знакома с рядом персон, которым не то что писать, им и говорить-то не стоит, иногда невыносимо слушать даже как они молчат. Но нет, поди ж ты, они ежедневно набирают тысячи букв в персональных блогах, изливаясь в биографических воспоминаниях (особенно это любят умудренные богатым опытом персонажи в возрасте до 25 лет), крайнем недовольстве (реже, но, как вариант, довольстве) экономикой, правительственными решениями, медициной, образованием, прической, невозможностью выйти замуж,...