К основному контенту

А если завтра война?

Сегодня сообщили, что в Москве к 2012 году построят 5 тысяч современных бомбоубежищ. Вопросом "с чего это они вдруг" я решила не задаваться, а то можно и паранойю заработать, но вот о том "а что я буду делать, если завтра война" задумалась. Задумалась, и почувствовала себя ну совершенно неподготовленной и беззащитной. Мне представились лучи прожекторов и вой сирен, как в кино, и я, мечущаяся по квартире, лихорадочно пытающаяся решить куды бечь. Разумнее всего (это в общем единственное, что приходит мне в голову) в метро, но засада в том, что мое метро - открытая станция филевской ветки, а значит мой надежный единственный вариант отпадает. Остается только какой-нибудь подвал, но (о, ужас) никаких окружающих подвалов я вспомнить не смогла, хуже того, я даже не знаю где вход в подвал моего собственного дома.


Осознав свою неосведомленность и беспечность, я решила восполнить пробел и... не смогла. Гугл о бомбоубежищах в моем районе ничего не знает, а в жэке, услышав вопрос "где у нас бомбоубежище", тупо повесили трубку. Совершенно очевидно, что в ближайшие дни я буду обследовать близлежащие дома на предмет входов в подвалы, а район на признаки наличия "официального" убежища (в ходе интернет изысканий я выяснила, что основным таким признаком является "невысокий бетонный кубик, торчащий, чаще всего, во дворе дома, школы и т.д.", кубик этот - это воздухозаборник, оказывается).

Хочется отметить, что поиск по фразам типа "бомбоубежища Москвы", "проект бомбоубежищ", "убежище в районе метро..." ни разу не вывел меня на какие-нибудь мало-мальски официальные источники. Больше всего по теме нашлось, разумеется, на диггерских ресурсах, хотя для моих целей они мало полезные, поскольку рассказывают преимущественно о разрушенных и заброшенных сооружениях. Однако, именно из них я выяснила, что далеко не все станции метро (в смысле закрытых станций, конечно) являются защитными сооружениями. Из 113 метростанций только 56 считаются бомбоубежищами. Впрочем, это данные тоже устаревшие (август 2008 года), так что сейчас этих станций может быть больше (или меньше?). Из информации с этих же сайтов мне удалось сформировать общее мнение о бомбоубежище:

Системно строить бомбоубежища в Москве начали в 1930-х годах. Первое ЗС (защитное сооружение) в жилом секторе построили под знаменитым Домом на набережной – там, где кинотеатр «Ударник». Благодаря бомбоубежищам за годы ВОВ в Москве от бомбежек погибло всего 1327 человек. Всего на начало 2000-х годов в границах МКАД насчитывалось более 7000 убежищ в рабочем состоянии. Сегодня действующие убежища есть в основном в спальных районах. Они видны по мелкости заложения и выглядят холмиками с многочисленными отдушинами. Чаще всего заняты местными коммерсантами под склады. Имеют систему вентиляции и очистки воздуха, которые также служат аварийными входами/выходами. Спустившись по скобам на глубину убежища по сырой потерне можно дойти до гермодверей. Они всегда парные, причем внешняя часто открыта, а внутренняя заблокирована изнутри. Коммуникации представлены в разной степени разрушения (воды может не быть, свет обычно имеется, канализация чаще всего работает). Крупные убежища имеют автономную воду (артезианские скважины и специальные водяные баки). Энергоснабжение обеспечивают КТП, выведенные на городские объекты Мосэнерго, дизели и аккумуляторы. Дренажная система - погруженные насосы и трубопровод. Почти везде существует телефонная и иная подводка кабелей связи. 

Полученное заключение показалось мне описанием скудным, неполным и, главное, малопригодным для жизни (то есть я вообще не поняла, как люди должны там существовать, голодать сидя на полу что ли?). Поэтому я попыталась выяснить каков же все-таки официальный проект бомбоубежища, а заодно пролить свет на термин "современного" защитного сооружения. Более-менее доступное описание нашлось тут. Не буду переписывать, скажу только, что массовое убежище так и не предстало передо мной комфортным, а определение современности вообще убило своей содержательностью. Цитирую:
Современные бомбоубежища - сложные в техническом отношении сооружения, оборудованные комплексом различных инженерных систем и измерительных приборов, которые должны обеспечить требуемые нормативные условия жизнеобеспечения людей в течение расчетного времени. 
К нормативным условиям, как я поняла, относятся - содержание углекислого газа не более 1%, влажность не более 70%, температура не выше 23 градусов, аварийный запас воды (3 литра в стуки на человека), наличие двухярусных или трехярусных нар, где 1й ярус для сидения, а 2й и 3й для лежания (количество лежачих мест 20-30% от общего числа мест). Определенности с расчетным временем в статье не обнаружилось, сказано только что-то невнятное про "не менее 2х суток".

Подводя итог, вынуждена констатировать, что картина удручающая. В целом, хорошо, конечно, что построят еще 5 000 бункеров, но плохо, что жить в них будет очевидно плохо (а кажется почему-то, что если уж война, то жить там придется долго). Еще хуже, что мы рискуем вообще так и не узнать место расположение этих бункеров, поскольку доступных карт нет, а в жэках отвечать отказываются. Да и чего им отвечать-то, если они сдали строения ГО под склады и автостоянки, при чем сдали вполне законно. Мнение чиновников по этому поводу таково: "Жэки должны самостоятельно получать деньги на содержание объектов гражданской обороны (сдавать свободные площади, выплачивая городу 13 процентов доходов). Различные формы собственности, правильность сбора средств с арендаторов, наличие посредников (ГУП) – все это помогает содержать сложное подземное хозяйство в дееспособном состоянии, не требуя при этом дополнительных вложений и серьезных затрат". Оно может и правда, но вот опять-таки, а если завтра война? И что делать, если уже падают бомбы, а в убежищах вместо 3х-ярусных нар припаркованы элитные лексусы?  На это у чиновников тоже есть ответ: "Войны не начинаются внезапно. Об этом будет известно заранее. И в случае угрозы будет проведена предварительная работа, часть населения мобилизуют, часть эвакуируют. А для тех, кто останется в городе, ЗС будет достаточно".  Ну что же... no more comments.


P.S.:  В мире есть люди, подходящие к вопросу своей безопасности с умом. А поскольку с умом к личной безопасности на случай очень гипотетической войны можно подходить только обладая изрядными средствами, то и убежища у таких людей весьма комфортные и даже, я бы сказала, дизайнерские. Про них даже в журналах пишут.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Никакого праздника!

Эта девочка, без сомнения, завтра проснется знаменитой. Когда я наткнулась на ролик у него было лишь 512 просмотров, когда брала код для блога (через пол часа примерно) - уже 2387, так что, полагаю, в ближайшие пару дней его будет обсуждать вся Россия. Но я, все равно, тоже напишу. Помнится, тему первой школьной линейки с друзьями-приятелями, родителями новоиспеченных первоклашек, я обсуждала не так давно (собственно 1-2 сентября). Большинство из них спокойно прошли через процедуру. Те, кому устройство ребенка в школу далось трудно, радовались, что все это наконец-таки случилось. Некторые сильно возмущались формальностью процесса. По-моему, возмущаться особенно нечем. Во-первых, все эти линейки формальностью были всегда, а не стали сейчас в "наше убогое время". Во-вторых, аналогичная формальность характерна для всех стран, а вовсе не только для "нашей убогой страны". В-третьих, дети все равно столкнутся с "убогой системой" почти сразу, так почему бы и не

Мизантропия?

С каждым днем я все меньше люблю людей. Или вернее, люблю все меньше людей. Понимаю, что это плохо, но ничего не могу с собой поделать. Они раздражают меня своей наглостью, тупостью, чванством, закомплексованностью, ограниченностью, самовлюбленностью и т.д и т.п. Сама я от этого становлюсь озлобленной, что меня, конечно, тоже не красит, но куда деваться. Впрочем большую часть человечества я все-таки могу выносить, отгородившись внутренним барьером, но некоторые доводят меня до настоящего исступления. Такого, что прямо тянет бежать и бить морды. В особенности мне ненавистны низкопробные провокаторы, на все сто уверенные в своем невероятном уме и хитрожопости.

Новости не аморальные

В неаморальной сфере общественной жизни меня заинтересовали Израиль, Япония и американская Флорида. Японцы по прежнему хот ят убивать китов и вымирание редких видов их не смущает, зато они очень озабочены собственной демографической политикой. В стране восходящего солнца самый высокий показатель продолжительности жизни, а вот рождаемость чрезвычайно низкая. Чтобы воодушевить молодоженов и продемонстрировать им все родительские радости сотрудники университета Токио создали робота-младенца Ноби . Робот оснащен двумя камерами в глазах, чтобы он мог видеть, двумя микрофонами в ушах - чтобы слышать, и 600 тактильными сенсорами на теле, чтобы чувствовать. Его рост 71 см, а вес 7,9 кг, уровень "развития" равен 9-месячному младенцу. В Ноби можно загружать различное программное обеспечение для взаимодействия с окружающим миром. Стоит заметить, что это далеко не первый японский электромладенец. Ранее эти же ученные сделали пятилетнего M3-Kindy, которого практически можно было водит