Человек

Это я, и все, что тут написано, написано мною и именно от этого лица.

Земля

На ней живут люди, с Землей и людьми постоянно что-то происходит.

Вопросы

То, что происходит на Земле рождает чувства и вопросы. О них и пишу.
 

19 апреля 2012 г.

Русская рулетка и Римский Папа

Я не слишком люблю писать о кино. Не так хорошо я разбираюсь в этом виде искусства, чтобы давать полноценную критику, анализировать режиссерскую, операторскую или актерскую работу. Все что я могу - сказать понравилось мне или нет, а это, конечно, чистой воды вкусовщина. Однако, сейчас мне хочется поделиться эмоциями от двух фильмов, что я посмотрела недавно, и что по-настоящему меня задели. Впрочем мой рассказ скорее не о фильмах, скорее - это  размышления на, казалось бы, почти не связанные друг с другом темы.

Лет пять-шесть назад я лежала в кровати какого-то отеля какой-то европейской страны (не помню, где это было) и смотрела телевизор. На одном из каналов на английском языке шло популярное шоу. Как обычно, в нем участвовали несчастные люди, которым что-то жизненно необходимо, но они не могут это получить. Одним из участников был мужчина в возрасте за 60 лет. Он и его семья принадлежали к рабочему классу. То ли электриком он был, то ли слесарем. И была у него единственная дочь - поздний ребенок, умница и отличница. А вот денег на колледж для дочки у него не было. И еще он ужасно боялся высоты. Второй участник - молодой человек, тоже из малоимущих, без медицинской страховки. У него в больнице умирала мама, ей требовалась пересадка сердца, но без страховки сердца не выдают. И он очень боялся воды. Наверное, были еще участники, но их я пропустила.  Не трудно догадаться, что для решения своих проблем телеканал предлагал людям преодолеть страх. Папа должен был прыгнуть с парашютом. И папа прыгнул. Дочке оплатили колледж, но она в него пошла с большим опозданием, потому что сидела в больнице с папой, у которого в полете случился инфаркт. Впрочем, он выжил. А вот отчаявшемуся сыну повезло меньше. Ради сердца для мамы, он дал запереть себя в автомобиле и скинуть с моста в реку. Через 15 минут из воды достали утонувшего юношу. Матери сделали операцию, но, скажите, зачем ей теперь новое сердце? Фильм "Смерть в эфире" (2007 год, режиссер Билл Гуттентаг) о таком же телевизионном шоу. Целеустремленная продюсер загибающейся телестудии совершает прорыв - запускает в прямом эфире "русскую рулетку". Шоу смотрит 59% американцев, и это безусловный рекорд за все времена. Конец вполне предсказуем, но фильм завораживает, атмосфера невероятно реалистична, а напряжение заставляет смотреть не моргая. К финальным титрам меня сильно мутило. Не от аморальности СМИ, не от удивления, что люди могут убить себя ради денег, а от того, что с этим миром, блин, что-то совсем не так. 59%... Вид, так откровенно наслаждающийся кровью, страданиями и смертью ближнего, просто не должен существовать. Нас надо было прихлопнуть метеоритом еще во времена гладиаторов.

Как-то особенно в "Смерти в эфире" удивило то, что отчаянной телевизионщице пришлось бороться с руководством компании, судьями, конгрессменами и общественным мнением, но вот церковь почему-то ни разу не всплыла. И это кажется очень странным, хотя так ли удивительно на самом деле? Вы когда-нибудь задумывались, что чувствует человек, становящийся Патриархом или Папой Римским, или Далай-ламой? Спроси вы меня об этом месяц назад, я сказала бы - гордость, власть, величие, алчность или что-то в этом роде. И уж конечно, я была уверена, что каждый служка хочет стать главой церкви. Но представьте: Ватикан, площадь святого Петра, несметная толпа верующих смотрит в одну точку, на маленькую трубу, откуда должен пойти белый дым. А пока они смотрят, в Сикстинской капелле Апостольского дворца кардиналы конклава выбирают нового понтифика. Когда начинается подсчет голосов их лица напряжены, они нервно перебирают четки и каждый молится: "Господи, только не я!" Именно так неожиданно начинается фильм "У нас есть Папа!" (2011 год, режиссер Нанни Моретти). Кардиналы успешно выбирают лидера и белый дым идет из трубы. Понтифик облачается в парадное, но вместо того чтобы выйти на балкон и приветствовать страждущих, сбегает из Ватикана. Он гуляет по Риму, живет в отеле, смотрит на людей и размышляет. Что он, человек по-настоящему мечтавший в жизни только об одном - играть в театре, может сделать для миллионов верующих. Что вообще может сделать для них церковь, нужна ли им церковь, так ли на самом деле необходимо спасать этих людей. Эта мягкая комедийная картина показалась мне удивительной. И хотя влиятельное католическое издание Avvenire объявило, что фильм демонстрирует явное неуважение к главе римской церкви, а Католическая ассоциация работников кино утверждает, что это вообще фильм не о вере, "У нас есть Папа!" -  пожалуй, лучшее, что я смотрела на эту тему. Более того, это единственный фильм о церкви, который пробудил во мне уважение к современным священнослужителям. Потому что если кардиналы конклава действительно способны иногда весело играть в волейбол в ватиканском дворе под присмотром сбитого с толку психоаналитика, а Папа не только упивается властью, но ощущает ответственность и собственную человечность, то на церковь еще можно рассчитывать. К сожалению, все это только кино. В жизни же, церковь вовсе не борется за наши души. Она не запрещает "русскую рулетку" в телеэфире. Она лишь порицает ее, зарабатывая на наших пороках деньги для пороков собственных. 

13 комментариев:

  1. Фильм про папу очень захотелось посмотреть. Как обычно, здорово написано.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Маша. Фильм действительно хороший, и музыка в нем отличная.

      Удалить
  2. "В жизни же, церковь вовсе не борется за наши души. Она не запрещает "русскую рулетку" в телеэфире..."

    Вам не кажется, что Вы написали что-то не то? Как церковь может что-либо запретить? Разве у нее есть на это полномочия? "Церковь отделена от государства", не так ли? Значит, запретить что-либо (хотя бы телепередачу) она не может.

    Получается, она и может лишь порицать (ту же безнравственность в средствах массовой информации, например). Неужели Вы скажете, что церковь эту безнравственность не порицает?

    Конечно, тут можно сказать, что порицает она недостаточно громко или как-то неправильно... Но это будет уже другая тема.

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Формально Вы правы. Официально запретить что-либо церковь не в состоянии. Однако влияние этого института на общество и власти на самом деле очень велико и в Европе, и в США, а в последние 10-15 лет и в России. Довольно много законов (вполне полезных) не были приняты под давлением церкви. Что касается телеэфира, то просто несметное количество проектов не получили жизни из-за неодобрения священнослужителей. Я уж не говорю про рекламу. Я лично снимала с эфира рекламные кампании, против которых выступала РПЦ. Так что "порицание" и "борьба с чем-то (или за что-то)" это совсем разные вещи. Борется церковь только за то, что ей выгодно. А когда ей выгодно "порицать" она она порицает. Разумеется, я говорю о церкви, как об институте, и не имею в ввиду каждого отдельного священника. Допускаю, что многие из них искренне волнуются и борются за своих прихожан.

      Удалить
  3. Вы упоминаете интересные факты: про "несметное количество проектов", не попавших в телеэфир "из-за неодобрения священнослужителей", и про снятые "рекламные кампании, против которых выступала РПЦ". Поскольку эти факты не относятся к числу общеизвестных, могу сказать лишь следующее.

    Во-первых, я не поверю в то, что упомянутые Вами проекты и кампании были сняты по голому произволу, без весомой причины.

    Во-вторых, для меня не секрет плачевное состояние нашего телеэфира. Очень редко удается встретить в нем что-либо полезное для души. И едва ли упомянутые Вами проекты были сняты за то, что способствовали развитию в человеке его лучших качеств. Боюсь, дело обстояло ровно наоборот.

    В-третьих, для меня не секрет также и то, что реклама также зачастую бывает ... ммм ... не очень нравственной. (Думаю, что и для Вас это не тайна.) Догадываюсь, что снятые рекламные кампании отличались от общего фона (не слишком благоприятного, надо сказать) не в лучшую сторону.

    Да, Русская православная церковь имеет определенное влияние. Но не надо преувеличивать ее возможности. Приведу такой пример. В нашем районе в одном из детских садов несколько лет существовала православная группа. Родители были довольны (они хотели воспитывать детей в православной вере). Церковь (как институт) тоже заинтересована (очевидный факт). Однако нашелся недовольный человек, который начал писать жалобы по инстанциям. Всего лишь медсестра. И никакие усилия, и никакая заинтересованность Церкви не помогли спасти православную группу: государственное учреждение, не положено, все должно быть по закону. Результат: православную группу лет пять как закрыли.

    А.Р.

    P.S. Что касается борьбы за души людей, то основная борьба ведется Церковью не в телеэфире и не в кабинетах чиновников. Она ведется в церковных стенах. И священник, который причащает и исповедует, - а это практически каждый - один из участников этой борьбы за души. И тот, кто исповедуется и причащается, также входит в число борцов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я ни в коем случае не хочу обидеть верующих людей. Я с глубоким уважением отношусь и к вере, и к искренне верующим, вне зависимости от того светские это люди или священники. Но спорить с тем, что церковь, как социальный институт, уже давным давно погрязла в грязи, скандалах и коррупции, просто странно. Ну какой интерес маленькая православная группа из Вашего примера представляла для церкви? Исключительно этический. А вот снятие с эфира рекламы женского белья (кружево - это же, боже ж мой, как неприлично, и ужасно портит моральный облик) принесла сановникам настоящую исчисляемую в больших рублях прибыль. Но поверьте, если бы бельевой рекламодатель смог перебить ставки, мы бы с Вами вовсю любовались красотками в подвязках. И если бы родители, желающие воспитывать детей в православной вере, смогли собрать аналогичную сумму, то группа в детском саду тоже бы процветала (присвоили бы ей статус "экспериментальной" и дело с концом). Про использование церкви в политических игрищах я даже вспоминать не хочу. Церковь, вопреки конституции, не отделена от государства. И какую бы пользу она не приносила людям в стенах храмов, в тех местах, где она соприкасается с государством она почти всегда порочна и действует в рамках финансовой выгоды, прикрываясь моралью.

      Удалить
  4. Я Вас тоже не хочу обидеть. Но все же вынужден сообщить, что мы с Вами во многом (хотя и не во всем) расходимся взглядами.

    1. С моей точки зрения, рекламировать кружевное нижнее белье в телеэфире безнравственно. Точно так же, как и выносить такую рекламу на улицы города. Я доволен, что такая реклама в эфир не вышла (хотя ДАВНО не смотрю телевизор). Кроме того, я благодарен тем неведомым "мстителям", которые в свое время закрашивали ("одевали") не в меру оголенных "барышень" на плакатах наружной рекламы.

    2. Я не знаю, как можно "доказать", что реклама кружевного нижнего белья безнравственна. У меня мало шансов, т.к. 1) я мужчина, а Вы женщина; 2) я верующий, а Вы атеист или агностик. Если же Вас все-таки мучает вопрос: "С чего они решили, что это безнравственно?" - могу посоветовать Вам перечитать чудесную заметку про таксиста с грузинской внешностью и прекрасным русским языком, который никогда не ездит на Ленинский проспект.

    3. Таким образом, снятие с эфира рекламы кружевного нижнего белья (попробуйте встать на пару секунд на мою точку зрения) - маленький шаг в борьбе за оздоровление телеэфира. (Да-да, я соглашусь с Вами в том, что шаг этот очень маленький и недостаточный.)

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне не хотелось бы продолжать дискуссию о нравственности или безнравственности рекламы нижнего белья, так же как о нравственности продажи и ношения оного, или нравственности существования рекламы. Нравственность - материя тонкая и отношение к ней обуславливается далеко не только половой принадлежностью и религиозностью. При желании, что угодно можно объявить аморальным, но также легко доказать и обратное. Продолжая такой диалог мы рискуем прийти к нерешаемому спору "о смертной казни" или детской проблеме "как это - жопа есть, а слова такого нет" :) И я с радостью согласилась бы с Вами, что запрет рекламы белья - шаг к оздоровлению телеэфира, если бы шаг этот церковь совершила самостоятельно и бескорыстно, по велению Господа, если хотите. Доколе же такие религиозные протесты инициированы и оплачены не самыми белоснежно-чистыми деньгами третьих лиц ради не самой высокоморальной выгоды, я никак не могу разделить Вашу позитивную точку зрения.

      Удалить
  5. Заинтересовали рассказом о фильмах, нужно будет поискать в Интернете и найти немного времени их посмотреть. Прочитал внимательно комментарии и дискуссию о месте церкви в современном обществе, недавно в одном из своих блогов тоже затронул данную тему, пост с названием "Христос на джипе не ездил". Политика, религия и бизнес смешались в одну кучу. Стало модным быть верующим, ходить в храм не зная молитв, соблюдать пост не зная его предназначения, делать политическую рекламу на чувствах верующих, пиариться со священниками, священнослужителям зарабатывать на аморальном и т. д. Не знаю, что хорошего может породить такой странный симбиоз для общества, скорее всего ничего хорошего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью с Вами согласна, Mik. До тех пор пока "верующие" будут спекулировать на вере, а церковь позволять, а то и поощрять, такие спекуляции, думающие люди будут бежать этого цирка, стараясь поступать так, как подсказывает совесть.

      Удалить
  6. Уважаемая Екатерина! Ваши обвинения в адрес Церкви, представители которой будто бы небескорыстно пролоббировали снятие с эфира рекламной кампании нижнего белья, для меня остаются голословными. Позвольте мне пока что думать, что снятие рекламы было вызвано МОРАЛЬНЫМИ СООБРАЖЕНИЯМИ.

    Мне было бы жаль, если бы Вы сумели НЕОПРОВЕРЖИМО доказать, что я ошибаюсь. Но если докажете... что же, в таком случае придется признать, что человек слаб, немощен... (Это чистая правда, вне зависимости от того, удастся Вам доказать мне, что я ошибаюсь, или нет.)

    Нравственность - понятие тонкое? Да, поэтому неплохо бы иметь некий эталон нравственности, в отсутствие которого все суждения будут субъективны. Но тут и возникает запинка. Если, например, мы согласны с тем, что Евангелие - подлинное слово Божие, то мы можем опираться на него в суждениях о том, что нравственно, что не очень нравственно, а что совершенно безнравственно. Если же кто-то один из нас не согласен с этим, то мы ни к чему не придем! Потому что для несогласного Евангелие будет всего лишь "памятником литературы" или еще чем-нибудь, что никак не обязывает пересматривать свою жизнь.

    Если же не пересматривать свою жизнь, то виновником наших бед почти наверняка окажется кто-то другой. Нужно только найти этого виновника. И спросить. За все сразу: и за то, что не вмешивается (и мы имеем безнравственный телеэфир), и за то, что вмешивается (и мы не имеем в телеэфире рекламы кружевного белья).

    Что касается затронутой Mik'ом темы "Стало модным быть верующим"... Я, простите, вижу вокруг себя нечто другое: людей, которые уверовали или, по крайней мере, ХОТЯТ уверовать.

    А.Р.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый А.Р.! Я не вижу никакого смысла Вам что-либо доказывать, тем более когда совершенно не очевидно какие доказательства Вы сочли бы достаточными. Ваша слепая вера в чистоту церкви, меня восхищает. Вы удивительный феномен, такие как Вы почти не встречаются. Продолжайте верить в Церковь. Хотя правильнее было бы верить в Бога. Для настоящей веры церкви вообще не нужны, не нужны конфессии, религиозные течения, храмы, кресты и посредники. Вера должна быть в сердце, а чистота в помыслах и поступках. Тем, кто хочет уверовать, во многом мешает именно церковь и ее догматы. Что касается переосмысления жизни, то я убеждена, переосмысливать ее куда эффективней, опираясь на различные "памятники литературы" и литературу вообще, чем всю жизнь руководствоваться одной единственной книгой, к тому же еще и истолкованной для нас кем-то третьим. И не говорите мне, что Евангелие можно читать бесконечно, открывая все новые смыслы. Так и букварь можно читать, в принципе. На то нам дано воображение.

      Удалить
  7. Уважаемая Екатерина!

    Во-первых, прошу у Вас прощения за свои язвительные комментарии. Виноват, надо быть добрее к людям.

    Во-вторых, благодарю Вас за то, что Вы "с глубоким уважением" относитесь "и к вере, и к искренне верующим".

    В-третьих, совершенно согласен с Вами, что надо "поступать так, как подсказывает совесть". И я рад, что Ваша совесть не отмерла и подсказывает Вам, что с этим миром "что-то совсем не так".

    Итак, кое-что нас все-таки объединяет, несмотря на все различия, которых немало. Возьмем ту же совесть. Прекрасно, если ее голос говорит в нас и удерживает нас от недолжного. Но если совесть молчит? Всегда ли это значит, что мы правы в наших поступках?

    О доказательствах. Вы правы, ничего доказывать не надо. Даже если у Вас есть конкретные факты против конкретного лица (а не абстрактое " все знают, что.." и не хлипкие умопостроения), оставьте их при себе. Я не следователь прокуратуры, мне это знать не обязательно. Меньше знаешь о чужих грехах - меньше осуждаешь своего ближнего.

    И еще одна личная просьба. Если в будущем Вам доведется еще раз заниматься рекламой кружевного нижнего белья, нельзя ли будет построить ее так, чтобы не выставлять на всеобщее обозрение едва одетых молодых прелестниц? Подойти, так сказать, творчески к данному вопросу?

    А.Р.

    ОтветитьУдалить